Главная ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Судебная практика Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2022 № 304-ЭС21-28737 (О недопуске УО к конкурсу из-за недостатка документов)
Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2022 № 304-ЭС21-28737 (О недопуске УО к конкурсу из-за недостатка документов)


Администрации муниципального образования обратилась в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по ЯНАО, согласно которым на администрацию и конкурсную комиссию возложена обязанность об устранении допущенных нарушений путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, повторного рассмотрения поданных заявок и проведения дальнейшей процедуры конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами.

Как следует из материалов дела Администрацией на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов размещено извещение о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования. Согласно протоколу рассмотрения заявок конкурсной комиссией отказано одной из управляющих организаций, подавшей заявку на участие, в допуске к участию в конкурсе в связи с непредставлением копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период на основании подпункта 2 пункта 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75.

Управляющая организация, полагая, что отказ в допуске к участию в конкурсе организации, у которой отсутствует бухгалтерский баланс по причине не наступления отчетного периода, нарушает принцип равенства условий для участников конкурса, обратилась с жалобой в УФАС. УФАС принято решение  о признании жалобы обоснованной, Администрация признана нарушившей положения п. 18 Правил № 75, решено передать материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Считая вышеназванное решение антимонопольного органа незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просила признать их недействительными.

Как установлено судами, основанием для признания Администрации нарушившей положения п. 18 Правил № 75 послужил вывод антимонопольного органа о том, что УО не обладала объективной возможностью представить бухгалтерскую или налоговую отчетность за последний налоговый период, поскольку на момент объявления закупочной процедуры (02.11.2020) срок формирования и подачи налоговой отчетности не наступил ввиду постановки общества на учет 30.03.2020. Кроме того, УФАС сослалось на отсутствие у УО обязанности по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности на основании действующего законодательства и учредительных документов организации.

Однако, из буквального толкования абзаца 4 подп. 2 п. 53 Правил № 75 следует, что в составе конкурсной заявки претендент обязан представить именно утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период, а не какой-либо иной документ в подтверждение финансовой состоятельности отчитывающегося лица. Отсутствие указанного документа в приложении к заявке согласно подп. 1 п. 18, п. 70 Правил № 75 является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе. Отсутствие у лица утвержденного бухгалтерского баланса не может быть восполнено за счет представления иных документов, составленных в произвольной форме по усмотрению участника конкурса (бухгалтерских справок, регистров учета и т.п.), поскольку такая возможность не предусмотрена законодательством.

Ненаступление срока проведения общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности, также не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации, поскольку по смыслу взаимосвязанных положений ст. 3, ч. 4 ст. 13, ч.1 и 4 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, а Правила № 75 - предусматривают необходимость предоставления копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, не ограничивая данное требование периодом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Верховный суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и принял новое решение об удовлетворении требования Администрации города.


Скачать документ

 
 

Аккредитованные организации приглашают к сотрудничеству