Определение Конституционного Суда РФ от от 05.12.2019 № 3274-О по жалобе гражданина Субботина Константина Сергеевича, Жилищно-строительного кооператива N 70 и Ассоциации содействия жилищному самоуправлению "Пермский стандарт" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем двадцать вторым части 1 статьи 2, пунктом 19 части 1 статьи 14, пунктом 25 части 1 статьи 16, пунктом 10 части 1 статьи 16.2 и пунктом 3 части 2 статьи 45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как следует из представленных материалов заявители обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подп.4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29 января 2008 года № 4 (действовавших в редакции решения данной Думы от 27 марта 2018 года № 45), в той части, в какой он запрещает размещать на территории города Перми нестационарные торговые объекты на придомовых территориях, а также на территории ближе 15 метров от фасадов и окон зданий, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. Решением Пермского краевого суда от 6 июля 2018 года административные исковые требования удовлетворены, подп. 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми признан недействующим со дня его принятия. Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что, установив запрет на размещение нестационарных объектов на придомовых территориях, Пермская городская Дума вышла за пределы своих полномочий, определенных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2018 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что вопросы размещения нестационарных торговых объектов - как элементов благоустройства территории - по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации могли быть урегулированы именно правилами благоустройства территории муниципального образования. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2019 года отказано в передаче надзорной жалобы ряда заявителей на указанное апелляционное определение для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. По мнению заявителей, оспариваемые законоположения противоречат Конституции Российской Федерации поскольку в силу неопределенности своего содержания и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют органам местного самоуправления устанавливать в правилах благоустройства территории муниципального образования дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Тем самым, как они полагают, данные нормы препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме извлекать доход при предоставлении части соответствующего земельного участка в аренду и одновременно лишают хозяйствующих субъектов возможности осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведут к неправомерному ограничению конкуренции. Конституционный Суд пришел к выводу об отсутствии основания полагать, что абзац двадцать второй ч.1 ст.2, п.25 ч.1 ст.16 и п.3 ч.2 ст.45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" нарушают конституционные права и свободы заявителей, поскольку они не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению в правилах благоустройства территории муниципального образования абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, при условии, что собственниками этих участков выражено их согласие на размещение таких объектов и соблюдены обязательные требования, определенные законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Правительством РФ внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона № 601732-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)", которым предлагается непосредственно в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ограничить перечень оснований, по которым органом местного самоуправления может быть отказано в размещении нестационарного торгового объекта в конкретном месте. Таким образом, учитывая продолжающийся законодательный процесс, направленный на совершенствование указанного правового регулирования, Конституционный Суд Российской Федерации воздерживается от оценки по существу оспариваемых законоположений. Аналогичное определение было вынесено Конституционным Судом Российской Федерации от 05.12.2019 № 3273-О по жалобе граждан, а также товарищества собственников жилья на нарушение конституционных прав и свобод абзацем двадцать вторым ч.1 ст.2, п.25 ч.1 ст.16, п.3 ч.2 ст.45.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.7 ст.10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
|