Главная Архив новостей Вторая международная конференция «Практическое саморегулирование» 20.11.2014 г.
Вторая международная конференция «Практическое саморегулирование» 20.11.2014 г.

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации 20 ноября 2014 г. состоялась Вторая международная конференция «Практическое саморегулирование», в котором НП «Национальный Жилищный Конгресс» представляла заместитель Директора по правовой работе Михалева Л.Н.

Вице-президент ТПП РФ, сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности Дмитрий Курочкин отметил, что сегодня у России накоплен десятилетний опыт саморегулирования отраслей и различных сфер профессиональной деятельности: создано более 18 тыс. партнерств и профессиональных объединений, включающих в себя свыше 10 млн субъектов предпринимательства. Их деятельность имеет большое значение для большинства отечественных производителей и потребителей, как один из инструментов ликвидации административных барьеров и защиты от необоснованного вмешательства в бизнес-процессы.

Анализ деятельности СРО позволяет выявить ряд проблем, с которыми столкнулись саморегулируемые организации. В частности, институт СРО до конца так и не сформирован; темпы и качество законодательства в области СРО не вполне соответствуют его потребностям; отсутствует закон и единый подход к квалифицирующим базовым принципам саморегулирования, что не способствует созданию единого правового поля СРО; не решена проблема учета профильными органами государственной власти мнения профессиональных сообществ СРО при принятии законодательных отраслевых решений и др.

Ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев отметил, что при заключении договора получатели услуг редко интересовались, состоит ли компания в СРО. Возврат к лицензированию не решит проблем контроля в ЖКХ и не повысит качество услуг: «Потребителям нужно, чтобы управляли многоквартирными домами качественно. А если управляющая организация не выполняет свои обязательства, то потребители имели бы возможность воздействовать на нее. Эту функцию лучше выполнять в саморегулируемой сфере».

Риски возврата лицензий есть и у строительной отрасли. «Министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что если в течение года НОСТРОЙ не разберется с недобросовестными СРО, то будет введено лицензирование. Речь идет о проектировщиках, изыскателях и строителях», - заявил Константин Апрелев. Если в 2015 году СРО этой отрасли не продемонстрируют способность контролировать строительный рынок, государство отменит саморегулирование и вернет лицензирование этих видов деятельности.

Как полагает Дмитрий Курочкин, для решения стоящих проблем необходимо определиться субъектам формирования общегосударственной политики в области СРО, как в законодательной, так и в исполнительной сфере; сформировать рабочую группу с участием представителей государственной власти и профессиональных сообществ для оперативной доработки проекта Стратегии развития СРО и проанализировать причины недостаточной результативности саморегулирования в различных отраслях, а также изучить лучшие отечественные и зарубежные практики СРО; создать интегрированный проект, который мог бы лечь в основу будущей модели СРО в Российской Федерации, отметил Дмитрий Курочкин.

Еще один недостаток действующей системы саморегулирования - это плохое выявление недобросовестных СРО. В ТПП РФ считают, что это можно делать не в процессе их работы, а еще на входе. "Нам нужно научиться выявлять недобросовестные СРО на этапе их регистрации. Признаков уже накоплено достаточно, можно с ними работать", - говорит Константин Апрелев. К сожалению, у самих участников рынка нет мотивации быть добросовестными, так как репутация не является ключевым конкурентным преимуществом. Да и государственные органы в "честное слово" не верят. И ситуация не изменится, пока стороны не поменяют свой подход к ней.

Президент СРО оценщиков «Экспертный совет» Алексей Каминский представил вниманию присутствующих секцию «Стратегия развития саморегулирования». Также он подчеркнул, что одной из серьезных угроз для саморегулирования является возврат госрегулирования и монополизация рынка, а также дискредитация профессионального и предпринимательского регулирования. Задача состоит в том, чтобы профессиональное и предпринимательское сообщества трансформировали вызовы и угрозы в свои возможности, отметил Алексей Каминский. Саморегулирование еще не доказало свою состоятельность. Необходимо, чтобы государство вступило в конструктивный диалог с профессиональным и бизнес-сообществом по этому вопросу, сказал Алексей Каминский.

Тему продолжила член Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Мария Воронина (секция «Финансовые и правовые аспекты деятельности саморегулируемых организаций»). По ее мнению, Совет ведет конструктивный диалог с властью. Основной вопрос в сфере саморегулирования – это организация профессиональной ответственности, гармонизация отношений между потребителем, государством и бизнесом. Сегодня необходимо обсудить рекомендации по использованию проекта Положения «О финансовой политике СРО», а также рассмотреть компенсационный фонд с точки зрения его экономической сущности и тех противоречий, которые возникли на практике в ходе их создания и функционирования. Кроме этого, требуется рассмотрение классификации профессиональной ответственности.

НП «Национальный Жилищный Конгресс» считает систему саморегулирования в России неоднородной: отличаются субъекты саморегулирования, отличается уровень развития соответствующих профессиональных сообществ. В настоящий период серьезного пересмотра системы только сплочение добросовестных организаций способно раскрыть весь потенциал идеологии саморегулирования, доказав обществу и государству способность профессионалов к эффективной самоорганизации.

 
 

Аккредитованные организации приглашают к сотрудничеству