Главная Архив новостей 5/02/2014 28 января 2014 г. директор НП «НЖК» Вепрецкая Т.П. приняла участие в общественных слушаниях круглого стола Общественной палаты РФ по теме: «Практика и результаты применения социальной нормы на электроэнергию в пилотных регионах РФ в 2013 году».
5/02/2014 28 января 2014 г. директор НП «НЖК» Вепрецкая Т.П. приняла участие в общественных слушаниях круглого стола Общественной палаты РФ по теме: «Практика и результаты применения социальной нормы на электроэнергию в пилотных регионах РФ в 2013 году».

28 января 2014 г. директор НП «Национальный Жилищный Конгресс» Вепрецкая Т.П. приняла участие в общественных слушаниях круглого стола Общественной палаты Российской Федерации по теме: «Практика и результаты применения социальной нормы на электроэнергию в пилотных регионах Российской Федерации в 2013 году».

Эксперты представили результаты мониторинга применения социальной нормы на электроэнергию в пилотных регионах — Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской областях и Красноярском крае. Общественники, эксперты и представители органов власти также обсудили перспективы внедрения данных норм по всей стране.

Социальная норма предполагает оплату электроэнергии свыше установленного объема, который в каждом регионе свой, по более высокому тарифу. Таким образом, на конечный размер платежей будет влиять не только тариф, но и экономность потребителя. Пилотный проект по введению соцнормы заработал с 1 сентября во Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Самарской областях, Забайкальском и Красноярском краях.

Об итогах эксперимента рассказали представители региональных энергетических комиссий и министерств ЖКХ. По их словам, большинство населения укладывается в социальные нормы, например, в Ростовской области в социальные нормы укладывается 70% потребителей, в Нижегородской — 72%. Многие граждане задумываются об энергосбережении, мера позволяет снизить перекрестное субсидирование.(Прим. — одна из главных задач введения социальной нормы — ликвидация перекрестного субсидирования.Перекрестное субсидирование — перераспределение тарифов по оплате электроэнергии между различными группами потребителей, одни из которых (промышленные, малый и средний бизнес, либо региональный бюджет) оплачивают часть стоимости электроэнергии другим — населению).

Однако представители субъектов назвали и проблемные моменты введения соцнормы. Большинство указывали на проблему многодетных семей: нормативы потребления не позволят уложиться в социальную норму без повышения тарифной ставки; и проблемы людей, проживающих в ветхом и аварийном жилье и использующих электричество для отопления. Кроме того, необходимо учитывать региональную специфику. Так, в Ростовской области, расположенной на юге страны, особенностью является использование кондиционеров в жаркое время, что сказывается на картине потребления электроэнергии.

Эксперимент по введению социальных норм на электроэнергию в шести регионах России удался, считает заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации  Андрей Чибис.«С точки зрения рациональности, с точки зрения социальной справедливости, тот эксперимент, который сейчас идет, удался», — заявил он.Замминистра указал, что выводы министерства достаточно позитивны — от 70% до 90% семей или домохозяйств попадают в пределы социальной нормы. По словам Чибиса, для всех этих семей действуют льготные тарифы на электроэнергию и снижение платежа в среднем на 3%.

При этом те семьи, которые не укладываются в пределы социальных норм и платят по более высоким тарифам, переплачивают в среднем примерно 4%. Он привел пример семьи в Ростовской области, которая превысила социальную норму в 3 раза и ее дополнительный платеж составил всего 73 рубля при среднем платеже 1,913 тысячи рублей.

Однако глава Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева считает, что не все так оптимистично. По ее мнению, положительный эффект от введения социальных норм минимален. Пока мера вызывает больше вопросов и недоумения.«У меня такое ощущение, что муха родила слона — столько людей старались, трудились, считали, информировали, а ничего не получили, зачем тогда было городить такой огород?», — удивляется Разворотнева.

«Пилотные регионы, кроме Ростова, не успели ничего подсчитать, получается такой разброс: от почти 200 кВТ в месяц на человека в Орловской области и 50 кВт во Владимирской области. Никто не готов, ни с точки зрения приборов учета, ни с точки зрения документов, непонятно зачем так спешить. Не прошло серьезного общественного обсуждения. От не введения этой соцнормы в ближайшие шесть месяцев у нас не рухнет ни энергетика, ни жилфонд, поэтому мы будем настаивать на том, чтобы инициатива обсуждалась более детально», — заявила она.

«К тому же у нас все еще никак не разберутся, как формируется тарифы, как механизм меняется», — продолжила эксперт. Разворотнева уверена, что регионам необходимо дать право «самим на свой страх и риск принимать решения вводить ли социальные нормы».

В свою очередь руководитель рабочей группы ОП по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Анатолий Либет отметил, что ни одна из поставленных задач, которые предполагалось решить с помощью введения соцнорм, не достигнута.

«Эксперимент, с моей точки зрения, не удался. Не достигнута задача ни по перекрестному субсидированию, ни по защите малоимущего населения», — сказал он. По словам Либета, также нет данных по сокращению энергопотребления населения — непонятно, то ли люди стали использовать энергоэффективные источники освещения, то ли просто отказались от благ цивилизации, например, стали меньше смотреть телевизор.

Общественная палата Российской Федерации намерена направить свои рекомендации в правительство с целью более детального обсуждения и доработки инициативы.

 

 

 

 
 

Аккредитованные организации приглашают к сотрудничеству