Главная Архив новостей 16/12/2013 Общественные слушания в комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике
16/12/2013 Общественные слушания в комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике (далее – ОП)

18 ноября 2013 г. провела общественные слушания по обсуждению проектов федеральных законов: № 348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов», подготовленный Минэнерго России, и № 317349-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный Самарской губернской Думой.

Заместитель директора Департамента электроэнергетики Министерства энергетики  Егор Гринкевич, отметил, что основная мера, предлагаемая в законопроекте Минэнерго – установление твердого размера пени. Сегодня ставка пени носит договорной характер и зачастую оспаривается в судах.

Поправки в Административный кодекс предполагают наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — от 250 000 до 300 000 руб. за нарушение ими установленных требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимых для предоставления коммунальных услуг.

Председатель Комиссии ОП по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева уверена, что необходим комплекс мер: не только меры наказания, но и меры стимулирования. Глава комиссии подчеркнула, что не только потребители должны нести ответственность, но и поставщики услуг.

«Потребители должны видеть прозрачность расчетов. Надо сделать прозрачными и ответственными действия обеих сторон — нельзя эти инициативы давать в разрыве», — заявила она. Кроме того, потребитель иногда не готов платить, поскольку качество и объем услуг оставляет желать лучшего.

К тому же необходимо учесть, что существуют разные категории неплательщиков: есть промышленные предприятия, есть муниципальные организации, граждане. И в законопроекте нужно предусмотреть этот пункт. «Из цифр, которые мы услышали (прим. — 123 трл. руб. долга на 1 июля 2013 г. за энергоресурсы, из которых 26 млрд. — долг граждан) население является не самым главным должником», — отметила Разворотнева.

Помимо этого, она уверена, законопроект должен касаться не только энергетики, но и воды, и других ресурсов.

Председатель Комиссии акцентировала внимание и на предложении Правительства Российской Федерации о предоплате услуг ЖКХ за месяц. «Авансовые платежи не должны быть, никакого отношения к ответственности потребителя они не имеют», — отметила Разворотнева.

Она также озвучила данные опроса, размещенного на сайте Общественной палаты: 88% голосовавших не готовы платить за ЖКХ вперед. Например, один из комментариев к опросу: «игнорировать авансовые платежи. А первоочередная задача – не допустить принятия подобного закона».

По мнению Татьяны Вепрецкой, директора НП «Национальный Жилищный Конгресс» (далее – НП «НЖК»), полумеры по взысканию задолженности, наказанию и ответственности приводят к колоссальным убыткам. И привела пример реализации пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации № 354:  «по итогам 3 месяцев

2013 года (июнь, июль, август) введение этого пункта по 15 организациям города Екатеринбурга принесло убытков 47 млн. руб. и это все коммунальные услуги». Она уверена, что введение ответственности и штрафов за несвоевременные платежи не с потребителя, который реально не платит, хотя получил необходимый объем ресурсов, а непосредственно с управляющей компании, с индивидуального предпринимателя и ТСЖ, приведет к коллапсу.

«Предложения хорошие, – отметила директор НП «НЖК», –  но если бы они одновременно вносили в Жилищный кодекс Российской Федерации ответственность непосредственно  потребителя и в таких же объемах. Чтобы механизм сбора долгов работал, механизм совместный был, не однобокий, как это сейчас предложено. К сожалению, это еще дополнительные убытки тех же самых ресурсоснабжающих организаций и ничего более».

Необходимо дать возможность управляющей компании брать кредит под неплатежи граждан, и выставлять им в дальнейшем эти суммы кредита. Тогда граждане будут осознанно подходить к платежам, понимая, что у них возникнет обязанность дополнительно оплатить и банковские пени, – считает Татьяна Вепрецкая. Причем, такой вариант замечательно работает в других странах.

Эксперт Общественной палаты Владимир Самошин уверен, что самый эффективный метод для того, чтобы человек наконец-то заплатил — автоматическое отключение от ресурсов, «не заходя на этаж». Для этого, по его словам, достаточно на всех приборах учета  установить специальную функцию: не заплатил — ресурс перестает поставляться. «Это реальный шаг. Денег на такую вещь уйдет не так много. А вот от штрафов денег больше бюджет получать не будет», — считает эксперт. С ним согласилось большинство экспертов.

По мнению председателя Комитета ТПП в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрея Широкова штрафы позволят покрыть лишь от 2 до 4% долгов.

Представители товариществ собственников жилья и управляющих компаний на слушаниях представили анализ основных неплательщиков среди населения. Как ни странно, по его результатам, таковыми являются в основном обеспеченные люди. «Пенсионеры, многодетные первыми бегут платить за коммунальные услуги», — рассказывают представители УК и ТСЖ. По их мнению, чтобы механизм взимания долгов с недобросо-вестных плательщиков наконец-то заработал, необходимо заключать прямые договора потребителей ресурсов с поставщиками.

Кроме того, было предложено установить единые экономически обоснованные тарифы по стране, но с учетом районного коэффициента.

Дискуссия получилась жаркой: виноватыми получались и управляющие компании, «на рынке которых нет конкуренции», и ресурсоснабжающие организации, которые, по словам представителей управляющих компаний, просто «ездят» на них.

Все мнения, которые высказывались на слушаниях, будут проработаны, направлены еще раз экспертам для устранения противоречий и включены в заключение Общественной палаты.

Приложения

 
 

Аккредитованные организации приглашают к сотрудничеству