Главная Архив новостей О законопроекте с поправками в ЖК РФ об усилении лицензионного контроля УК
О законопроекте с поправками в ЖК РФ об усилении лицензионного контроля УК


Управляющие компании лишатся "запасных" лицензий, которые позволяют быстро и незаметно для жителей переводить многоквартирные дома на управление новой организацией или уходить от долгов, к примеру, перед поставщиками ресурсов.

"Мы предлагаем исключать дом из лицензии управляющей компании, дважды за год допустившей в отношении этого дома грубые нарушения, а также исключать все дома из лицензии компании-банкрота и аннулировать лицензии, в которых нет ни одного дома", - сообщил замглавы Минстроя Андрей Чибис в ходе Всероссийского селекторного совещания по вопросам жилищного надзора.

Законопроект с поправками в Жилищный кодекс об усилении лицензионного контроля управляющих компаний уже одобрен Комитетом Госдумы по жилищной политике и ЖКХ. Согласно поправкам лицензия аннулируется, если в течение шести месяцев лицензиат не приступил к управлению хотя бы одним многоквартирным домом.

По результатам мониторинга проекта "Управдом" в России не имеют ни одного дома в управлении 9,7 % всех зарегистрированных управляющих компаний. В то же время "пустые", или "нулевые", организации крайне опасны для рынка жилищно-коммунальных услуг. "Нулевая" организация без домов на балансе нужна, как правило, для того, чтобы можно было незаметно заменить основную, если у нее отзовут лицензию за нарушения. Минстрой России собирается убрать с рынка в первую очередь именно такие организации.

"Очень важно одновременно блокировать возможность получения компаниями "запасных" лицензий - сегодня недобросовестные УК пытаются получать лицензии со схожими названиями, страхуясь на случай отзыва лицензии", - отметил Андрей Чибис.

По словам заместителя председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павла Качкаева управляющие компании, у которых нет домов в управлении, могут участвовать в сомнительных схемах перехода. К примеру, среди них могут быть организации аффилированные с чиновниками и муниципалитетами. В нужный момент они получают в управление дома: если жители при банкротстве своей управляющей компании не смогли выбрать новую самостоятельно, назначается "нулевая" организация.

"Пустые" управляющие компании  используются и для списания долгов. Конечно, просто так долги управляющей компании прощать никто не собирается. Но когда их накапливается слишком много, одна организация закрывается, а ей на смену приходит другая, которая за долги предшественницы не в ответе.

Заложниками этой ситуации становятся жители домов и поставщики ресурсов. Последние готовы идти на крайние меры и взимать повторно деньги за ресурсы с жильцов, собственники в свою очередь не собираются оплачивать одни и те же услуги дважды. Споры перерастают в конфликты и судебные тяжбы. Хотя стороны разбирательства понимают, что настоящей виновницей является обанкротившаяся управляющая компания. В ситуации с долгами есть действительно недобросовестные управляющие компании, которые намеренно идут на создание долгов, а потом банкротятся. Против них и направлены меры по усилению лицензионного контроля. Но есть и другие, которые сталкиваются с долгами по вине плохой финансовой дисциплины жильцов, отмечает Павел Качкаев. Сегодня собираемость платежей с собственников составляет около 95%. Выплату поставщикам ресурсов оставшихся 5% управляющая компания должна как-то решить своими силами. Отделить хорошие УК от плохих смогла бы норма прямых договоров. Как минимум одной проблемой стало бы меньше.

 
 

Аккредитованные организации приглашают к сотрудничеству